Хартия была принята в 1963 году. Со времени II Мировой войны прошло 8 лет и мирная жизнь налаживалась в разорённых войной странах Европы. Остро вставал вопрос не только строительства новых домов для проживания, но и реставрационных работах по части ценных архитектурных памятников. Хартия прямо говорит, что основной метод сохранности особо ценных объектов культурного наследия, сохранения их эстетического вида - это консервация. Во время последней масштабной войны на европейском континенте ущербу подверглись тысячи памятников истории и культуры, имеющие мировое значение. Поэтому их восстановление в мировом масштабе требовало четкого определения, каким критериям должен отвечать "памятник истории и культуры". Отсюда возник практический тезис: «реставрация должна прекращаться, если возникает гипотеза». В целом документ подчеркивает, что реставрация должна проводится таким образом, чтобы сохранять единство культурных слоев, независимо от времени их происхождения и стилистических расхождений.

Документ регламентирует по-новому относится к делу реставрации, даже в самом официальном названии это отражено: «Международная хартия по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест». Сразу заметна масштабность, охват и глобальность целей и задач.

Венецианская хартия стала важнейшим документом, регламентирующим отношение к реставрационным работам в области охраны культурно-исторических памятников в России и в Европе. В современной России до 60% памятников из 85000, состоящих на государственном учете + 25000 памятников федерального статуса находятся в состоянии, близком к аварийному. К сожалению, государство слабо справляется с проблемой охраны культурного наследия. Памятники разрушаются, некоторые демонтируют, а на их месте строят современные многоэтажки.

В 1981 году вышла «Флорентийская хартия», которая дополняла Венецианскую. В основе своей этот документ закреплял положения предшествующего документа и дополнял его некоторыми положениями, например, по части неотделимости здания или иного культурного, или исторического объекта от окружения. Документ призывал рассматривать объект в совокупности с историческим пространством, в котором он сложился. В 80-е г.г. прошлого века был издан документ «Международная хартия по охране исторических городов». Согласно ему, необходимо выделать особые города, для которых правомерен статус "культурного города" и брать под охрану все его пространство, в котором уже выделять рассеянные памятники.

Реставрационные работы в странах Западной Европы

В 1970-х годах отмечено развитие реставрационного дела на континенте. Активность протекала в некоторых противоречиях, которые каждая страна решала по-своему. Например, в Италии главным критерием реконструкции была именно реставрация, а уже потом приспособление отреставрированного памятника к окружающему пространству. В Великобритании - наоборот акцент делался на приспособлении, при этом эстетическая ценность объекта зачастую трансформировалась.

Были примеры реконструкции старых зданий, которые вроде как четко придерживались "Венецианской" хартии, но в то же время допускали в ходе работ отклонения от технологии, что приводило к изменению внешнего облика памятника, хотя конкервировался старый материал. К сожалению, не все тезисы, выраженные хартией г. Венеция, оказывались в это время выполненными. Постмодернистское движение так же не способствовало сохранению и бережному отношению к архитектурному и скульптурному наследию прошлого.

В Германии, которая пострадала, пожалуй, побольше остальных европейских государств, отношение к реставрации и культурному наследию трактовалось своеобразно. Там не было четких рекомендаций и далеко не всегда застройщики учитывали положения хартий. Основным принципом в строительстве, реставрации и реконструкции зданий в Германии было то, чтобы максимально плотно застроить разрушенные войной кварталы городов зданиями, далекими от архитектуры прошлого, но вполне пригодными для проживания населения страны.

Реставрационные работы памятников истории и культуры в России

Памятниками истории и культуры являются здания, комплексы построек и иные предметы, имеющие особый паспорт. Критериями для признания их памятниками являются, прежде всего, время постройки (хронологический фактор), авторство архитектором, чьи имена вошли в историю, а также общность с окружающей застройкой (экологический фактор), кроме того, признание их связи с историческими деятелями. Первыми объектами, представляющими ценность, были такие, как монастыри, храмы, усадьбы знатных людей, крепости, надгробия, а также более маленького масштаба объекты: иконы, картины, фрески др. Часто в нашей стране к памятникам истории и культуры относят застройку, которая не обладает статусом художественной ценности, однако в виду того, что с ними связаны исторические события, жизнь известных людей, эти объекты также пользуются покровительством государства.

Охраной древностей государство начало заниматься с петровской поры и благодаря его личной инициативе и указам.

В Дореволюционный период в России охраной памятников занимались главным образом частные общества. Эти общества складывались в разных городах империи и существовали на взносы членов. В революцию и гражданскую войну уже были нанесены значительные потери для памятников. А Великая Отечественная война создала такой урон культурному наследию нашей страны, что до сих пор немало памятников, окончательная реставрация которых не завершена и поныне. Много памятников пострадало в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Новгороде и др. регионах.

Однако именно после окончания ВОВ в нашей стране произошел перелом сознания и к культурным ценностям стали относится значительно бережнее. В рамках государственной системы создаются комитеты, подчиненные министерствам. Финансирование реставрационных работ направляется из бюджетов как местных, так и федерального значения. Это позволило за последние лет 20 реконструировать целый ряд исторически значимых зданий, например, бывший Константиновский дворец (ныне дворец Конгрессов), здания Тихвинского монастыря и пр.